Статистика - наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области они ни относились, обладающие признаками совокупности. В более специальном смысле статистика - наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления, и в то же время - метод изучения каждой конкретной совокупности. Таковым она является для каждой общественной науки, поскольку в результате исследования обнаруживает присущие их природе последовательности, повторяемости, тенденции, закономерности, направления развития и измеряет их действие. Констатированные статистическим методом, они сразу становятся достоянием той конкретной науки, к кругу объектов исследования которой принадлежит это массовое общественное явление. Практически нет науки, в поле зрения которой не попадали бы массовые процессы. Соответственно все они (науки) используют статистический метод. И принижать статистику как науку до уровня эклектики недопустимо. Исследовать явление методами статистики - значит, исследовать его как явление массовое. Термин «статистика» употребляется, по меньшей мере, в трех взаимосвязанных значениях: статистика как конкретные количественные сведения, статистика как практическая деятельность по их сбору и обработке, статистика как наука и соответствующая ей учебная дисциплина. Количественные показатели говорят о многом. Это один из главных признаков предмета статистики, но вне связи с другими признаками его ценность может быть невелика. Общая черта сведений, составляющих статистику, объект ее исследования (в каждом конкретном случае) - то, что они всегда относятся не к одному единичному (индивидуальному) явлению, а охватывают сводными характеристиками целый ряд таких явлений, т.е. их совокупность. В частности, статистическая совокупность - это множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не 3 обязательно системными свойствами, существенными характеристиками - однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, могут быть: граждане какой-либо страны, региона; деятельность органов охраны правопорядка по социальному контролю над преступностью и другие явления, отражаемые основной и текущей статистикой. При этом нельзя забывать, что статистическая совокупность - это реально существующие явления, факты, объекты. 4 §.1. Понятие единого учета преступлений, система учета преступлений, органы, осуществляющие учет. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первичные документы учета преступлений и лиц не вносятся. Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности и органы дознания. Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек): на выявленное преступление (Ф.1); о раскрытии преступления или других результатах расследования (Ф.1.1); на лицо, совершившее преступление (Ф.2); о результатах рассмотрения дела в суде (Ф.6). Перечень показателей этих карточек устанавливается Генеральной прокуратурой и МВД РУз, а по карточке (Ф.6) совместно с Верховным судом РУз. Первичные документы учета (статистические карточки, журналы учета и другие материалы) лежат в основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годовой) органов внутренних дел, 5 прокуратуры, таможенной службы, а также службы национальной безопасности и военной прокуратуры. Не имея возможности рассмотреть около сотни всех форм государственной и ведомственной отчетности, которые формируются в различных правоохранительных органах, сосредоточим основное внимание на государственной и наиболее важной ведомственной статистической отчетности органов внутренних дел и прокуратуры. 1. В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во- первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, таможенной службы и формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно органы внутренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государственной статистической отчетности, а также около 20 форм ведомственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину как состояния учтенной преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников. Помимо форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах первичного учета криминальных явлений, в МВД РУз обрабатывается еще почти 70 форм, освещающих различные стороны оперативной и служебной деятельности. Головная организация МВД РУз в вопросах разработки и совершенствования ведомственной статистической отчетности - это Информационный центр (ИЦ) МВД РУз. Порядок предоставления статистической информации в органах внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статистических отчетов для передачи в ИЦ из органов, подразделений и учреждений внутренних дел. На Генерального прокурора РУз согласно Закону о прокуратуре (1992 г.) возложена координация деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 6 (ст.8). Генеральная прокуратура РУз совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывают систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок представления отчетности в органах прокуратуры. На принципах единого учета преступлений статистическая отчетность разрабатывается МВД и другими правоохранительными органами (в согласовывается с Генеральной постановлением Госкомстата РУз. отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% учтенных преступлений, и обобщается в ИЦ МВД РУз. По Положению о МВД от 25 октября 1991г., оно формирует, ведет и использует учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно- информационное обслуживание органов внутренних дел и других государственных органов, организует государственную и ведомственную статистику. рамках своей компетенции), прокуратурой и утверждается Государственная статистическая государственная §.2. Статистические карточки: об итогах дознания и расследования; о лицах совершивших преступления; о движении уголовного дела; об итогах рассмотрения дел в судах. Попытка Госкомстата РУз создать единую для всех правоохранительных органов государственную отчетность о состоянии преступности остается не реализованной. Нет сомнения в том, что государственная статистическая отчетность о состоянии преступности должна быть целостной. Однако и в других странах сведения о некоторых видах преступности, особенно о преступности военнослужащих, как правило, 7 закрыты и не включаются в официальную статистическую отчетность. 2. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из шести форм. 1) Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф. No 1, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором, кроме сведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступлениях (по главам, наиболее распространенным статьям УК и категориям тяжести), приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др. (Здесь и далее полугодовая форма отчета, представляется за первое полугодие - за полгода, за второе - за год.) 2)Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Ф.No1- А, представляется по телеграфу, и проводятся ежемесячно). 3)Единый отчет о преступности (Ф. No 1-Г, годовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст. 105- 360) в соотношении с характеристиками преступлений и выявленных лиц. 4)Отчет о лицах, совершивших преступления (Ф. No 2, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РУз), в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение), характеристике групповых преступлений (организованных групп) и другим уголовно- правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными группами и видами преступлений. 5)Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти и без вести пропавших (Ф.No3. проводиться каждый полгода). 6)Отчет о работе прокурора (Ф. П. полугодовая, представляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РУз), содержание которого выходит 8 за пределы сведений о состоянии преступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и в различных министерствах (ведомствах), за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел и др. 3. В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 70 форм ведомственной статотчетности, в том числе более десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Назовем лишь некоторые из них. 1)Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Ф. 1-А, ежемесячная, с нарастающим итогом). В нем отражаются общие сведения о состоянии преступности, сведения о преступлениях экономической направленности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных в общественных местах и на улицах, преступлениях, по которым установлены лица, их совершившие, об участии различных правоохранительных органов и служб в установлении виновных и раскрытии преступлений, преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, преступлениях, совершенных иностранцами и в отношении иностранных граждан, о лицах, совершивших преступления, и др. Это наиболее полный отчет оперативного характера, на основе данных которого ежемесячно выдается экспресс-информация и другие оперативные материалы, в том числе и ежемесячно публикуемые. 2)Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Ф. 2- Е, полугодовая). Отчет содержит показатели работы различных правоохранительных органов о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, распределенных по видам деяний, а также о результатах и сроках рассмотрения сообщений и обоснованности принятых по ним 9 решений. 3)Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (для Интерпола) (Ф. 1-НОН). 4)Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Ф. 1-ОП). 5)Отчет о преступлениях, совершенных с помощью оружия (Ф. 1- Оружие). 6)Отчет о состоянии преступности на транспорте (Ф. 1-ТР).